1076. Н.Н. Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе". 1871 г. * 1075-1076. 175 лет со дня рождения живописца Н.Н. Ге (1831-1894). =Россия 2006
Владелец: КондратьевЪ • Блоки и Листы
Категория: Марки
Серия: ЖИВОПИСЬ
Страна: =Россия 2006
Город: Лист: чистый
Размеры: 16.02.2006 т.55.000 Марочный лист Способ печати: офсет Бумага: мелованная Цвет: многоцветная Перфорация: гребенчатая 12 Номинал: 5,60 Художник: А. Поварихин
Дополнительная сортировка: Лист
Дата добавления: 18 февраля 2019 г.
Дополнительная информация:
Николай Николаевич Ге (1831-1894) — русский живописец и рисовальщик, мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Изредка выполнял также скульптурные работы.
«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» — картина русского художника Николая Ге (1831—1894), написанная в 1871 году. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. 2630). Размер картины — 135,7 х 173 см.
На картине в интерьере петергофского дворца Монплезир изображены Петр I и его сын Алексей Петрович. Петр I сидит справа от стола в кресле, отделанном красным бархатом, а слева от стола стоит царевич Алексей. На полотне представлена психологическая трактовка исторической драмы. Царевич Алексей, недовольный жестким и деспотическим стилем, в котором проводились реформы Петра I, бежал в Западную Европу, но был оттуда возвращен и обвинен в подготовке захвата власти в России. С ведома его отца, Петра I, Алексей Петрович был заключен в Петропавловскую крепость, где умер от пыток 26 июня [7 июля] 1718 года.
Несмотря на внешнее спокойствие Петра I и царевича Алексея, их внутреннее состояние полно переживаний и душевного напряжения. По-видимому, между ними произошло бурное обсуждение, в результате которого Петр I еще более уверился в предательстве сына, которое подтверждается документами, разложенными на столе (одна из бумаг упала на пол). Прежде чем вынести приговор, Петр I всматривается в лицо сына, все еще надеясь увидеть на нем признаки раскаяния. Алексей же под пристальным взглядом отца опустил глаза — уверенный в том, что Петр I не решится приговорить к смерти собственного сына, он молчит и не просит о прощении.
Светотеневое решение композиции подчеркивает разницу между персонажами. По словам искусствоведа Татьяны Карповой, фигура царевича Алексея освещена более бледным, «словно лунным, мертвенным светом», который в этой ситуации символизирует то, что «он уже более принадлежит царству теней, нежели реальной жизни с ее страстями и красками». В то же время, лицо Петра I, напротив, «энергично вылеплено контрастной светотенью». Угол стола и свисающая с него красно-черная скатерть («цвет траура») как бы разделяют отца и сына и предвещают трагическую развязку этой драмы. Чередование черных и белых плиток пола имеет несколько толкований — «и выражение духа регулярности Петровской эпохи, и черное и белое в характерах Петра и царевича, и шахматная доска, на которой разыгрывается финал партии, проигранной Алексеем».
В исторических документах нет свидетельств того, что Петр I когда-либо допрашивал царевича Алексея во дворце Монплезир, который к 1718 году еще не был полностью достроен — наоборот, есть утверждения, что «в действительности это происходило не в Монплезире». Также полагают, что вряд ли Петр I допрашивал царевича один на один. Хотя Ге, по-видимому, знал об этом, тем не менее, он принял решение изобразить на картине только Петра и Алексея, чтобы иметь возможность сосредоточиться на психологии их переживаний.
Изображенный на картине момент мучительного поиска решения свидетельствует о том, что Ге хотел показать в Петре I не палача, а отца, переступающего через свои личные пристрастия ради интересов государства.
Фотографии предмета:
Дополнительно:
Для того чтобы оставить комментарий, вы должны быть зарегестрированы